По вопросу разработки положений об отделах учреждения
В структуру любой организации входят отдельные подразделения, функции которых — управлять определенными участками работы. Регламентируется деятельность каждого из этих структурных подразделений локальным нормативным актом — Положением об отделе. Этот внутренний организационно-распорядительный документ разрабатывают для всех структурных подразделений учреждения, в том числе, отделов, служб, лабораторий.
Положение об отделе определяет: порядок формирования подразделения; правовой и административный статус в общей иерархии предприятия; стоящие перед ним цели и задачи; функционал отдела; горизонтальные и вертикальные взаимосвязи с другими структурными подразделениями; зона ответственности как подразделения в целом, так и его руководителя.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ, Работодатели, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 трудового Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.
Разработкой положений о структурных подразделениях должен заниматься либо руководитель структурного подразделения, либо кадровая служба (отдел кадров).
Обязательными реквизитами положения о структурном подразделении являются: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.
Разработка положения об отделе позволяет конкретизировать функционал и выполняемые подразделением задачи. В итоге утверждение таких локальных нормативных актов позволяет равномерно распределить функции между подразделениями и исключить их дублирование. Это выгодно всем. Исполнители — руководитель и сотрудники каждого отдела — получают четкое представление о задачах и функциях подразделения, зонах его ответственности. Руководство организации, в свою очередь, получает возможность конкретной адресации управленческих решений и контроля их выполнения. Обратите внимание! Чем подробнее прописаны в положении функции и задачи отдела, тем более оптимальным будет распределение поручений руководства и эффективнее работа всего предприятия в целом.
Структура типового положения об отделе состоит из следующих разделов: Общие положения. Основные цели и задачи. Функции отдела. Права руководителя. Ответственность. Взаимодействие с другими структурными подразделениями организации.
В разделе «Общие положения» нужно отразить: полное наименование структурного подразделения; реквизиты документа, на основании которого отдел создан и действует; порядок создания и ликвидации подразделения; правовое и административное место подразделения в иерархической структуре предприятия; перечень документов, которыми руководитель и сотрудники должны руководствоваться в своей деятельности; порядок назначения на должность и снятия с нее руководителя.
Содержание раздела «Основные цели и задачи» положения об отделе определяется направлением деятельности данного подразделения. Так, например, в разделе «Задачи» положения об отделе бухгалтерского учёта и отчетности можно будет указать: Организация первичного бухгалтерского учёта и финансового учёта хозяйственной деятельности предприятия; Обеспечение хозяйственной деятельности предприятия; Осуществление контроля за сохранностью имущества, денежных и иных материальных ценностей, их оптимальным расходованием, соблюдением режима экономии.
Содержание раздела «Функции» определяется направлением деятельности конкретного отдела, а также производственной деятельностью предприятия, его отраслевой принадлежностью, численностью штата и пр.
Раздел «Права руководителя» положения об отделе содержит перечень полномочий, которыми наделяется руководитель подразделения для того, чтобы он мог эффективно исполнять свои обязанности и обеспечивать эффективное функционирование вверенного ему отдела. В разделе «Ответственность» нужно оговорить все виды дисциплинарной, административной и др. ответственности, которая возлагается на руководителя подразделения при выполнении им трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией или трудовым договором. В отношении начальников отделов, заведующих отделениями рекомендую внести пункт:
«Несет ответственность за некачественную работу, ошибочные действия не только в своей деятельности, но и в деятельности подчиненных сотрудников, за неправильно принятые решения вопросов, входящих в его компетенцию».
В разделе по взаимодействию структурных подразделений отражаются права и полномочия внутреннего структурного подразделения при взаимодействии с другими внутренними структурными подразделениями учреждения в процессе осуществления своей деятельности, способы предоставления и получения внутренней и внешней отчетности подразделений.
Приказ об утверждении положения об отделе издается только после того, как получены все визы согласования.
эксперт РОО МП РБ Тугаринова С.П.