Врачи не спешат вакцинироваться. Статистика разных стран

Врачи не спешат вакцинироваться. Статистика разных стран

Почти треть медработников в США уклоняется от вакцинации против ковида, в том числе и тех, кто работает с инфицированными коронавирусом. Как сообщает Los Angeles Times, в некоторых американских больницах примерно 40% сотрудников, которым положена первоочередная прививка, не спешат ее делать. В других медучреждениях ситуация такова, что из-за отказа от вакцинации приходится прививать людей, не входящих в первую очередь, согласно приоритизации CDC.

Это наблюдается не только в США: до 40% соцработников и медперсонала в Великобритании могут отказаться от вакцины против ковида, заявила в декабре британская НКО National Care Association. Сентябрьский опрос российских медработников показал, что прививаться не хотят около 50% респондентов. О готовности вакцинироваться заявили около 24% опрошенных, примерно столько же пока не приняли окончательного решения (это даже привело к тому, что в НИИ Минздрава РФ предложили лишить медработников социальных дотаций за отказ от вакцинации от коронавируса).

Ситуация вызывает тревогу, учитывая, что именно медработники больше рискуют заразиться и именно они очень важны для лечения пациентов с ковидом. Если эксперты ранее надеялись на то, что хотя бы эту группу людей удастся привить без проблем, и это послужит примером для многих и проложит путь для массовой вакцинации, то сейчас их оптимизм гаснет на глазах.

«Меня определенно беспокоит, что работники ⁠здравоохранения решили повременить с собственной прививкой, – ⁠заявила 6 января на брифинге в CDC глава Национального центра по иммунизации и респираторным ⁠заболеваниям Нэнси Мессонье. – Мы ⁠хотим, чтобы они не только защитили себя, но ⁠и рассказали об этом своим пациентам, чтобы все американцы поняли, ⁠что вакцины доступны, безопасны, что они работают».

Согласно ⁠опросу сотрудников группы Yale Medicine и Йельской больницы в Нью-Хейвене (Yale New Haven Health), также проведенный в декабре, показал, что 85% респондентов заявили, что скорее всего сделают прививку. Однако пока что около половины из них сдержали свое слово, когда им предложили вакцинироваться.

Еще один опрос (декабрь 2020-го) Kaiser Family Foundation выявил, что колеблющихся – «возможно нет или определенно нет» – по отношению к вакцинации (vaccine hesitant) среди медработников примерно столько же, сколько среди обычных людей – 29 и 27% соответственно. Эти респонденты обеспокоены наличием побочных эффектов, они не доверяют заверениям властей в том, что вакцина безопасна, они считают, что вакцинная гонка слишком политизирована или верят в то, что опасность ковида сильно преувеличена.

Так, 31-летняя медсестра из Медцентра Providence Holy Cross Эйприл Лу призналась журналистам, что отказывается от вакцины, так как не уверена в ее безопасности для беременных, а она на 6-м месяце. Клинические исследования вакцин на беременных женщинах еще не проводились, хотя эксперты CDC уверяют, что риск маловероятен.

«Я выбираю риск заразиться ковидом, а не риск заполучить неизвестно что из-за вакцины. Первый риск, мне кажется, я смогу контролировать, нося маску», – говорит медсестра. Другие ее коллеги отказались от вакцинации, так как они, работая на передовой несколько месяцев, так и не были инфицированы – поэтому они считают, что у них есть шанс пережить эту пандемию без вакцины.

Эти аргументы универсальны, подобными опасениями делятся и российские врачи. Чем вообще вызваны колебания медработников по отношению к вакцине? Журналисты издания Vox обратили внимание на следующие нюансы.

Во-первых, некоторые медработники не доверяют именно вакцинам против ковида. Многие медсестры, отмечают журналисты, решают повременить и понаблюдать за последствиями – они не отказываются от прививок вообще. «Не возражаю, если до меня привьются пару миллионов человек», – распространенное мнение. Несмотря на убедительные доказательства надежности и эффективности вакцины, некоторая часть медработников хочет сначала проверить вакцину на практике – и желательно, не на себе. Эта позиция все же отличается от позиции принципиальных антипрививочников.

Судя по вышеупомянутому опросу, из 15% медработников, которые хотели повременить с прививкой, большинство сообщило, что хотели бы подождать 6–12 месяцев, чтобы оценить, как вакцина покажет себя на сделавших ее. Примерно 11% из «колеблющихся» признались, что им в любом случае будет некомфортно делать ее, и лишь менее 1% заявили о том, что настроены против прививок.

Некоторые медработники прямо признавались на онлайн-форумах, что им не хочется прививаться в первых рядах – это у них ассоциируется с проведением экспериментов. Сьюзан, медсестра из отделения интенсивной терапии в одной из больниц Аляски, сообщила The Guardian следующее: «Я не антипрививочница. Я сделала себе все прививки, известные науке, но я не хочу быть подопытным кроликом».

Медработники пытаются справиться с теми же страхами, сомнениями и дезинформацией, что и обычные люди, у них тот же менталитет, несмотря на то, что они работают, по сути, на передовой. Как сообщает VICE, им свойственно верить и распространять фейки о противоковидной вакцине, циркулирующие в соцсетях.

Это крайне рискованная ситуация, когда люди, предположительно, обладающие знаниями и опытом в области медицины, теряют веру в CDC и работают над тем, чтобы подорвать доверие к вакцинации – как раз в то время, когда стало ясно, что для победы в пандемии необходимо наработать коллективный иммунитет с помощью именно вакцинации (по оценке доктора Фаучи, иммунитет должен наблюдаться у 70–90% населения).

Во-вторых, неуверенность в отношении вакцины, вероятно, связана с образованием. Из тех 15% респондентов опроса Kaiser, которые ответили, что определенно не будут вакцинироваться, более половины (53%) не получили высшее образование. С другой стороны, у большинства из тех, кто заявил, что вакцинируются как можно быстрее, за плечами был, как минимум, колледж.

В-третьих, у скепсиса по отношению к противоковидной вакцине среди медработников другого (не белого) цвета кожи – а в США их около 40% – есть исторические причины. Долгое время чернокожие (и другого цвета кожи) люди были субъектами неэтичных медицинских экспериментов, а все еще актуальный институциональный расизм привел к тому, что пандемия сильнее затронула именно эту часть населения (поэтому даже высказываются мнения о приоритизации чернокожих в плане получения вакцин).

При этом декабрьский опрос Pew Research Center говорит о том, что вакцинный скептицизм наиболее распространен среди чернокожих американцев – лишь 43% опрошенных выразили готовность привиться. Возможно, это вызвано тем, что, как сообщила NPR доктор Нихила Джавади из больницы Лоретто (Чикаго), фармкомпании, ученые и власти не раскрывают, сколько людей с другим цветом кожи приняли участие в испытаниях вакцины.

Побороть недоверие получится с помощью искренних доверительных бесед с этими людьми, а также, если медучреждения признают ошибки прошлого и гарантируют предоставление равного лечения для всех, полагает Элисон Баттенхейм из Школы медицины Перельмана при Пенсильванском университете.

То, что медработники отказываются от вакцины (особенно в таком количестве), для многих экспертов не стало сюрпризом. «Я уже несколько месяцев бью тревогу о том, что нам нужно быть к этому готовыми, что нужно разработать стратегию принятия вакцинации», – говорит профессор инфекционных заболеваний из Йельской школы медицины Саад Омер. «Это, конечно же, разочаровывает, но явно не шокирует, учитывая то, как себя вели федеральные власти в последние 10 месяцев», – считает Сэл Росселли, президент Национального союза работников здравоохранения.

«Что, они колеблются?! Ну конечно, колеблются, – рассказал Los Angeles Times доктор Майкл Вассерман, медицинский директор дома престарелых Eisenberg Village. – Потому как не наблюдают ясности и прозрачности от федеральных властей в плане развертывания вакцинации: штаты сами порой до последней минуты не знают, что им нужно будет сделать. Это лишь ухудшает ситуацию».

Хотя некоторые эксперты все же склонны с оптимизмом думать о медработниках и вакцинации, эпидемиолог из Университета Северной Каролины Уитни Робинсон настроена скептически. Вот какой тактики она советует придерживаться при общении с колеблющимися.

«Подход “вы ошибаетесь” не работает, это довольно деликатная тема», – считает эксперт. Она обнаружила, что более эффективно выяснить, откуда люди, их бэкграунд, и что именно их смущает в вакцинации против ковида. Она рекомендует также признавать вслух новизну этих препаратов и обсуждать с людьми все их сомнения. Интересно, что стимулирование людей (финансово или как-то иначе) может оттолкнуть их, особенно если у них уже имеются какие-то опасения по поводу побочных эффектов препарата.

Многие системы здравоохранения сейчас изо всех сил пытаются улучшить общение со своими сотрудниками, предоставляя им возможность обсудить вакцинацию с коллегами, разрабатывая для них видеоинструкции, проводя интерактивные вебинары и даже связываясь с ними в их свободное время.

«Медработники также и члены всего сообщества, так что для нас важно достучаться до них и с помощью соцсетей, и наших внутренних СМИ. Мы активно поощряем тех наших сотрудников, которые подходят для вакцинации, привиться в срок, чтобы обеспечить безопасность нашей команды и всего сообщества», – рассказал Vox Майк Дэйси, президент Riverside Health System (Вирджиния).

В декабрьской статье, опубликованной в рецензируемом журнале JAMA, Баттенхейм совместно с коллегами предложила 5 поведенческих стратегий, с помощью которых можно повлиять на отношение людей к вакцинации:

  • публичные лидеры должны привиться (желательно, перед камерами, например, как король Швеции Карл XVI Густав) или как-то иначе одобрить и поддержать вакцинацию;
  • рассказывать везде и всюду (СМИ, с помощью рекламных плакатов и даже стикеров на улице и т.д.) о том, что вакцинация – действие на благо общества;
  • сделать вакцину бесплатной и доступной;
  • обеспечить желающим как можно более ранний доступ к прививке;
  • сделать вакцинацию обязательным условием для хождения в школу, на работу, посещения ресторанов, спортзалов и т.д.

Другие эксперты также отмечают, что нужно как можно более прозрачно рассказывать о потенциальных побочных эффектах препаратов (независимо от их степени серьезности). Это в теории должно усилить доверие к вакцинации. «Опрашивать население о побочных эффектах и делиться этими данными с медработниками будет полезно как для медицинского сообщества, так и всех людей», – считает Брита Рой из Йельской школы медицины.

То, что многие медработники не отказываются от вакцинации наотрез, а предпочитают дождаться результатов, все-таки внушает пусть скромную, но все же надежду. Принятие вакцины вырастет, как только это станет социальной нормой, говорит Саад Омер. Пока что с противостоянием вакцинации рекомендуется бороться с помощью науки и просвещения, максимально прозрачно рассказывая людям о препаратах и возможных побочных эффектах, делают вывод в Vox.

Автор: Денис Шлянцев,Источник


Согласно опросу на сайте «Врачи РФ» «Президент России уверен, что страна готова к масштабной вакцинации врачей. Уверены ли врачи?«, на начало декабря 2020 года только 2% врачей прошли вакцинацию, свыше четверти опрошенных уже переболели ковидом. Каждый третий не планировал прививаться в силу своих убеждений или медицинских противопоказаний. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.